Translate into Russian/English

Wednesday 10 July 2013

Еда - отношения длиной в жизнь. Часть 5. Бабушкины гостинцы


Дача
Дача дедушки Володи

Еда в гостях – это отдельная тема. Поскольку культуры в рестораны ходить не было, да и ресторанов-то в общем, не было, то люди отмечали все возможные события и праздники дома или в гостях. Но для меня еда в гостях не ограничивалась только семейными застольями у бабушек с дедушками (на другие взрослые посиделки меня просто не брали), но и распространялась на поедание пищи, когда я гостила у бабушек с дедушками по выходным, что проиходило довольно часто, или просто так, после школы. Кроме того, еда у каждой из бабушек, а их у меня было три – была совершенно разная. Итак, обо всем по порядку.

В гости к бабушке Эле в обычные дни я попадала не часто, поэтому особенно мне запомнились только супы – гороховый и борщ, откуда я имела обыкновение вылавливать только сметану, суп же, несмотря на притворную бабушкину сердитость и вечную фразу «Ну что ты опять ничего не поела-то» мне удавалось оставлять. Другое дело были семейные застолья у бабушки, когда поистине самые сдобные и сладкие плюшки были только у нее, и корицей всегда пахло даже в подъезде. Кулебяки, холодец, жаркое – мясо из духовки, многочисленные салаты – от оливье до квашеной капусты, домашняя колбаса и сало, потом чай с тремя видами варенья с Украины – абриковосым, вишневым без косточек и сливовым, пиала шоколадных конфет. После таких застолий добраться до дома было сложно, при этом бабушка давала оставшуюся выпечку с собой. Банки варенья, мед еще в сотах, вязки колбасы и бруски чистого жира – сала. Все домашнее, а оттого вкусное – не устоять. Приходя на обеды к бабушке даже сегодня, я до сих пор попадаю на пир горой, даже сменив акценты и став вегетарианкой. Теперь бабушка печет специально для меня гору блинов, выставляет все то же любимое варенье – с таким даже гоколадная Нуттелла тягаться не может. А бабушка все так же повторяет каждый раз «Ну что вы опять ничего не поели-то» нам с братом, которого я беру с собой в качестве тяжелой артиллерии, благо что у растущего подросткового организма – вечная яма желудка, которая и спасает меня от смерти от лопанья живота.

Застолья у бабушки Светы с дедушкой Володей запомнились мне двумя блюдами. Именно бабушка Света познакомила нас с калитками – корзинками из пресного теста с пшеной кашей. Они были пресными и жесткими, но в этом и была их прелесть. Ну а дедушка Володя крутил самые вкусные котлеты – самодельные. Я особенно не помню, что ела, оставаясь у него в обячные дни. Но как вспышка света в моей голове осел случай одного летнего утра, когда мы отправились на дачу вдвоем, и я помню, что на завтрак у меня был творог со сметаной. Совсем не сладкий, и я почти ревела, как мне не хотелось его есть, но что-то другое дедугка покупать мне отказался, аргументировав, что это здоровая и сытная пища для ребенка.
Другое дело, ежедневные ужины у бабушки Люды. Наверное, запомнились мне они потому что оставалась я у них много, и на целые выходные, и после школы. Дедушка забирал меня с продленки в 30 школе, где я была в нулевом классе, потом из 10 начальной. Потом даже с секции карате в садике «Аквариум» на проспекте Труда. Помню, что бабушка часто готовила селедку – маленькие рыбины варились целиком в глубокой сковордке с луком. И уплетать рыбок можно было прямо с костями. Кроме того, помню, что я любила разводное пюре Uncle Bence с сосиками, ну а в конце ужина мы всегда делили сливочное или пломбир с бабушкой пополам. Дедушка де пил черный крепкий рестворимый Нескафе. Кроме того, тогда я не обращала внимания, но привычка оставлять кофе на день, а потом пить его, золодным и застоявшимся, даже на следующее утро, пришла ко мне от него. Да и в семье у нас нередко принято оставлять чашку с недопитым чаем на столе до следующего перекуса. На сладкое у бабушки часто были кексы, а иногда она доставала мне конфету из шкафа в гостиной. Теперь, когда я в Северодвинске, бабушка зовет меня «на блины» - ее эксперименты с тестом, когда она печет толстые блины, добавляя начинку прямо в тесто – кабачки, капусту и другие ингридиенты. Причем, сверху на блины я намазываю икорный соус, кладу пару кусочков огурцов или помидоров, и нет ничего вкуснее этого сочетания. Мы пьем кофе и я рассказываю свои новости. Бабушка почти никогда не давала еду с собой, но часто передавала гостинцы для Кирилла – Сникерс или Милки Вэй, банан или яблоко.
Грибы, грузди
Грузди - на засолку - и зимой - на праздничный стол
Застолья у бабушки Люды всегда ассоциировались у меня с крабовым салатом, который я ела из специальной пиалы – без кукурузы и майонеза. Квашеная капуста, маринованные огурчики – все это заготавливалось осенью и распределялось для прадничного стола на весь следубщий год. Кроме того, на столе всегда была пиалка с солью и другая – с подсолнечным маслом и миниатюрной ложечкой. Кроме того, делали яйуа под майзонезом.  На второе всегда была курочка в соусе, и мне всегда почему-то давали ножку. А мама ела крылышки. Причем, Ремка тут же получал все косточки. Зимой был холодец, консервированные огурчики. Примерно такой же набор блюд был и на нашем домашнем праздничном столе, но мама к салатам всегда добавляла селедку под шубой и тертую свеклу с чесноком. Крометого, всегда было лече и консервированные томаты, но у нас дома нигода не было огурцов. Летом на дедушкин День Рожденья всегда пекли рыбный пирог с капустой, а в конце был арбуз, который дедушка специально выбирал в магазине. На сладкое были зефир и вафли. Причем, особенноым ритуалом было накрытие стола, когда меня просили носить блюда из кухни в гостиную. У бабушки Эли к нашему приходу стол всегда был уже накрыт.
Интересно, что почти никогда на столе у нас не было рыбных вторых блюд, кроме конечно же, знаменитого астраханского пирога с капустой и рыбой по рецепту дедудшки Мишы. Соленая селедка с луком под водку. Кулебяки у бабушки Эли. Бутерброды – икра или форель на толстом куске багета или батона обильно самзанного маслом – у бабушки Эли. В последние годы, филе слабосоленой форели, которая стала популярна в Северодвинске, выставляли прямо в банках во время посиделок у бабушки Люды.

Дача, лук, зелень, обед на открытом воздухе, лето, Северодвинск, 2012
Наш сегодняшний дачный рацион. Перенял традиции праздничного стола -
Шпроты с черным хлебом. Ну а про отличия и особенности дачного рациона -
читайте в следующей заметке
Дома для застолий мы делали жареный черный хлеб, натертый чесноком со шпротами и майонезом и листиком петрушки. Те же бутеры с красной рыбой... Мама всегда говорила, что любит рыбу, разбирать ее по косточкам, но для застолий ее почему-то не готовили, хотя у бабущки Эли пару раз была рыба под маринадом – куски белой рыбы в соусе из жареной моркови с луком и уксусом. Мама крутила рыбные котлеты на неделе, пропуская рыбу, хлеб, лук, картошку через мясорубку. Редко мама покапала и жарила камбалу, у которой я любила особенно любила кожу зажаренную в мучной обсыпке, но и сама рыба была очень вкусной, с жирным белейшим мясом, что я даже получала удовольствие от соскабливания маленьких кусочков с многочисленных косточек на плавниках.  На даче у бабушки Люды мы ели суп с килькой в томатном соусе, но рыба никогда не воспринималась, как полноценное второе блюдо. Уху готовили и того реже.
Неотъемлемой чстью застолий всегда были не только тосты от каждой семьи, обмен подарками, обсуждение  семейных новостей, но и разговоры о политике, споры о ситуации в обществе, воспоминания. Дети, быстро поев сползали на пол, устраивали игры под столом. Взрослые же сидели все вместе. И совместный прием пищи, наслаждение блюдами, которые не ешь каждый день превращались в совместное время всей семьей, которое объединяло и до сих пор является тем, что объединяет нас в единое целое и поддерживает каждый день, помогая преодолевать трудности и покорять новые вершины, достигать целей и воплощать в жизнь мечты.

Я уже упоминала мимоходом о рационе и особенностях дачной кухни, где царили свои правила и обычаи. Дачные посиделки тоже объединяли наши маленькие семьи за один столом, тоже давали повод для проведения времени вместе, но думаю, что «Правила дачи» заслуживают особенной заметки, которую читайте в следующем посте. Пока же, желаю всем полакомиться бабушкиной пищей сегодня, отведать знакомых с детства блюд и насладиться неповторимым забываемым вкусом. Ну а если вы далеко от любимых, то просто позвоните им и скажите пару приятных слов, вспомните приятные минуты, проведенные вместе. Ну а от меня ждите новостей и новый рассказов уже завтра!