Translate into Russian/English

Friday 12 July 2013

Еда - отношения длиной в жизнь. Часть 6. Правила дачи

малина, дача, урожай, ягоды
Главный дачный урожай был и остается - ягоды,
но после десятилетий больной малины у бабушки,
у мамы было пунктиком собрать урожай здоровой на своей
И вот - у нас даже желтая уродилась!

Дача – этот источник витаминов, неконтролируемого тайного обрывания урожая на ходу  и поедания ягод прямо с куста, без мытья и обработки, это отдельная большая тема для заметки, так как рацион питания, традиции и обычаи на даче очень сильно отличались и отличаются от домашних. И как сказал однажды Павлик «в поле, в лесу и на даче руки можно не мыть, так как на природе грязи нет», так что на дача для меня – совсем другой мир еды, со своими нормами, которые дома будут совершенно неприемлемы, но это тема перекликается и тесно переплетена с «Бабушкиными гостинцами», о которых я рассказывала в предыдущей заметке, потому что сначала дачи были только у бабушки Люды и дедушки Володи, а много позже родители завели свои другие привычки и обычаи на нашей семейной даче.

Итак, дачный рацион и блюда всегда отличались от городской бабушкиной стряпни, прежде всего потому, что половина блюд готовилась из только что собранного урожая. Пускай огурцы и помидоры мы большую часть лета привозили с собой, но свежая зелень – зеленые перья лука, щавель, петрушка, салат, укроп срывались пучками для салата сегодня на обед прямо перед подачей.
дача, осень
Осень, урожей собран, но щавель все еще где-то там на грядках
Дачный рацион зависел не только от месяца года и соответвующего ему урожая, но и от того, кто готовил еду, и кто присутствовал за столом. Так, когда я была в средней школе, бабушка часто приглашала меня на дневные поездки на дачу. Тогда я обязательно покупала литр молока из привозимого на одну из главных улиц бочки-прицепа. Бабушка обязательно кипятила молоко, так как оно было рассматриваемо как грязное из под коровы и непонятно как перевозилось в железных бочках по всем дачным поселкам каждый день. Нередко оказывалось, что в процессе перевозки за день молоко скисало и при кипячении превразалось в творог, тогда бабушка ругалась на продавцов, поставщиков и всех обманщиков на свете, а мне вместо чашки молока подавался творог. В ягодный сезон мне разрещалось собрать пару ягод с куста и добавить в молочное блюдо, а иногда взять горсть из бидона или ведерка с только что собранным урожаем, но ягоды полагалось обязательно мыть в дождевой воде, потом в специально привезенной из города воде из под крана, потом ополаскивать кипятком... В общем, в конце концов, теплые ягоды теряли свою свежесть и привлекательность, улетучивалось и этот образ употребления только что собранного урожая.

шашлык, дача
Стол на даче сегодня - один из немногих случаев,
когда шашлык оставлен на щампурах
Если мы были на даче с мамой, то для Кирилла она обязательно варила «дачный» зеленый супчик, основу которого состявлял щавель и другая только что сорванная зелень, листья свеклы, капусты, молодой горошек, для утяжеления туда бросалась пара картошин. Мама также не очень любила резать салат, поэтому вся зелень просто ополаскивалась и подавалась горкой на тарелке, так что ею можно было хрустеть, беря пучки и обмакивая в соль. Огурцы и помидоры, привезенные из города также резались кусочками. Обжаренные еще дома кусочки курочки в кляре разогревались на газовой плитке.
По выходным же, особенно когда на даче велись строительные работы и приезжали Павлик с Лешей и папа, мама с бабущкой готовили большой обед. Особенно мне запомнился суп с килькой в томатном соусе, всегда были вареные яйца, которые можно было посыпать солью, папа любил много лука.
На даче же у дедушки Володи царили свои порядки. На обед обычно варилась картошка, своя из погреба, причем резалась она крупными кусками, но и здесь подавалось много зелени, благо перья зеленого лука появлялись на грядках чуть ли не сразу после таянья последнего снега.
Но самое большое удовольствие доставляли не посиделки за столом со взрослыми, а поедание урожая с куста, тайное обрывание и лущение стручков молодого горошка, причем стречки надо было выбросить в дальнюю канаву или кусты, где их точно не заметят взрослые. Я любила листья кислого щавеля, немного петрушки и даже пробовала ревень. Особое удовольствие было в том, чтобы есть это все  немытым, несмторя на то, что может еще вчера грядки поливались удобрениями. Однажды я даже тайком вытащила, помыла и съела пару молодых морковин. Одну из них, я не успела вытащить целиком и закопала обратно, после чего бабушка быстро обнаружила и определила по пожухшей ботве, что кто-то ползает по грядкам. Естественно, она решила, что воры ходят и проверяют урожай, после чего обсуждала данный факт с соседкой около часа. Естественно самым любимым лакомством была клубника, которую бабушка не разрешала есть во время сбора. Малину есть с куста было не интересно, так как она вся была поражена червяками. Я также любила крыжовник за его кислую еще толстую недозрелую оболочку по контрасту со сладкой мякотью, которая вытекает из ягоды, когда раскусываешь ее во рту. По этой причине я всегда объедала половину дефицитного куста на даче у бабушки еще до полного созревания ягод в конце августа, поэтому бабушка всегда думала, что крыжовник растет очень плохо, и он так и оставался одиноким кустом, не получавшим собратьев, чему я всегда огорчалась...
Калина, дача, ягода, урожай, сентябрь
Единственные ягоды, на которые ни я, ни птицы не покушаются,
несмторя на отсутствие прикрытия листьев - Калина, созревает в сентябре
На даче у дедушки Володи было всегда было немерянно черной смородины и есть ее можно было прямо с куста и во время сбора...
Когда дача перешла к родителям, я уе была в Университете, поэтому появляться там получалось нечасто и каждый раз родители давали мне полный карт-бланш по поеданию всего, так как это больше рассматривалось как насыщение голодного студенческого организма витаминами на долгую обхажную зиму и учебный год вдали от дома. Мы с братом также объедали горох, кусты смородины, рвали щавель, укроп. На столе во время обедов также всегда была тарелка с пучками зелени. Соль стояла тут же. Однако, родители перешли на режим шашлыков, когда по выходным, приглашались дяди и тети, двоюродные братья и сестры, приезжали бабушка Эля с дедушкой Пашей, на улице ставился мангал и папа с Пасликом и дедушкой жарили заранее замаринованное в кефире, а иногда купленное в магазине мясо. С луком, опрыскивая мясо остатками маринада или водой. Стол часто ставился тут же на улице, пару раз мы даже отмечали мамино День Рожденье и другие летние праздники такими посиделками. Пару раз приезжала тетя Катя с Васей и Женей. Мальчишки, да и я всегда жарили на остатках угля хлеб, сосиски. Одно меня только всегда огорчало – то, что мама непременно настаивала снимать готовое мясо с шампуров и складывать в большую миску, где оно дожидалось окончания готовки, становясь холодным. От этого вся атмосфера шашлыка для меня испарялась, но в конце концов, поскольку мяса я не ела, то протестовать особо смысла не было. Да и у мамы всегда был аргумент, что шампуров недостаточно для всего мяса сразу. Вроде бы эта ситуация беспокоила только меня, остальные же просто уплетали мясо.
Дача, крыльцо
То самое новое крылечко на даче - специально для чаепития...
Родители так же завели на даче железную коробку, где хранили печенье, сушки, конфеты, вафли и пряники. Обязательным атрибутом после каждой еды стало чаепитие с железной банкой. Причем, мама любила пить чай сразу после приезда на дачу, перед началом работы – второй завтрак. Особенное удовольствие они получали и получают, сидя с кружкой чая на крылечке. Думаю, что новое добротное крульцо из хороших белых толстых новых досок было построено именно для этого чаепития. Для папы пунктиком являются маленькие сушки, для меня – вафли, для мамы – карамельки. Чай с железной банкой устраивается даже зимой, иногда на улице, так как в доме температура ничуть не выше. Тогда чай разливается из привезенного с собой термоса. Пару раз мы грызли на даче семечки, когда очтавались новечать на выходных.
На даче я не была давно, так что даже не знаб, может, традиции и обычаи изменились, в рационе на обед появились новые блюда, но по фотографиям с семейных шашлыков и по сообщениям, присылаемым родителями, я могу судить, что однажды появившись привычки имеют место оставаться и повторяться с годами, пускай даже дачный сезон короток и большую чатсь года дом остается нетопленным, веранда зашторенной, а мангал собранным.

Дача – это загородная жизнь со своими правилами и нормами, но было у нас также время, когда летом мы ездили в деревни, не в свою, а в гости, навестить дальних родственников, друзей родителей. Именно тогда я первый раз столкнулась с совершенно с другой незнакомой кухней и поярдками, другими способами приготовления и подачи знакомых блюд, о чем я расскажу в следующей заметке «Деревенский уклад». Туда же я включу те поездки и визиты к дальним родственникам на загородные участки, где мы оставались надолго и где наши знакомые семьи жили целое лето.