Translate into Russian/English

Sunday 28 July 2013

Еда - отношения длиной в жизнь. Часть 7. Деревенский уклад

варка варенья, деревня, Россия, урожай
Мама - мастерица варить вкуснятину, ну и естественно большая ложка!

Так уж сложилось, что в нашей большой семье даже самое старшее поколение было городским, и в отличие от своих сверстников, я не отправлялась «на деревню к бабушке» с началом летних каникул. С одной стороны, было грустно оставаться в городе, когда все одноклассники первого июня уезжали по деревням, в основном,  в области, а некоторые с шиком укатывали на Украину или в Среднюю полосу, с другой стороны, у моих бабушек были дачи, а еще я получала повод ожидать поездки на юг, а может, и в лагерь, так как родители не могли просто оставить ребенка на все лето в городе... И потом, мне гораздо больше нравилось ощущение, что полакомиться бабушкиными блинами я могу не только летом, но и каждый день, и вообще, трудно было представить, что можно не видеться с родными по девять месяцев...

Хотя, помню, что какое-то лето я никуда так и не ездила, и пережить его было, честно, тяжело – бабушкиной дачи было недостаточно. Ну а в остальные года, помимо пары моих поездок в лагеря, мы выезжали в разные деревни. Благо, дальних родственников у нас оказалось много, кроме того, родители ездили в гости в деревни к друзьям. Однако, была оказывается деревня и унас. И вот какая...
Первое мое воспоминание о деревне – Лопоминка – мы с родителями идем по лесу, возвращаемся со сбора ягод. Железную грабилку я ненавидела, так как даже моя маленькая корзинка наполнялась отвратительно медленно, но остаться в доме на целый день с бабушкой Фелей, точнее прабабушкой было еще хуже, в основном, потому что она очень туго заягивала платок на моей голове и требовала носить его постоянно. Мне было три, а может, четыре. Морали и этики я не понимала, и если в лесу для платка было хоть какое-то основание – чтоб комары не кусали, да и чтобы провести день с мамой я готова была ходить хоть в чем угодно. Так и вижу себя стоящей на крыльце и с рыданиями смотрящей, как мама уходит в лес за грибами. И вот однажды, родители взяли меня с собой... Наверное, тогда и произошел этот уже ставший присказкой случай, когда меня уронили в канаву... Но мои воспоминания о деревенской жизни в целом заслуживают отдельной заметки, которую напишу совсем скоро!
Так вот из посещений Лопоминки особенностей деревенского рациона не помню, в память врезалась только до сих пор любимая и рассказываемая мамой и бабушкой присказка, что как-то раз дед Степан потребовал, чтобы бабушка Феля попробовала немедленно только что поданный ему суп. Она, стоя у печки, не оборачиваясь, спросила, что не так, забыла посолить...  На что дед, стукнув кулаком по столу, потребовал, пробуй. Испугавшись, бабушка подошла к тарелке... Оказалось, деду забыли подать ложку...

Следующей была деревня в Шенкурске с тётей Таней и дядей Сашей. Думаю, приехали мы туда с родителями, но оставались там они, может, только на выходные, а потом уехали обратно и я осталась гостить одна... Помню, что в первый же день, в послеобеденное время меня отправили с только что представленной мне, тётёй Аллой на пляж, на берег реки, где я встретилась и познакомилась также с тётей Зифой. 
Так вот что меня поразило, так это то, что придя на пляж, Алла быстренько открыла пиво и чипсы, еду, которая для меня была невообразимой, и в ответ на мои детсткие округлившиеся галаза предложила мне Колы. Я отказалась, так как такие напитки никогда не бывали у нас дома. Они же только улюыбались. Помню, что в деревне очень популярны были лимонад «Золотой ключик» со вкусом крем-брюлле, как более дешёвая альтернатива Коле. Из еды в Шенкурске мне запомнилось молоко с черникой, которым меня поили после бани, куда мы ходили к прабабушке, которая жила в собственном доме в отличие от тёти Тани. Огород у тёти Тани был за домом - собственно говоря, пара грядок с клубникой и зеленью, луком. Рядом были грядки соседей по дому, так как он был двухэтажным, с тремя или четыремя подъездами, четыре квартиры и соответсвенно семьи на этаже. Я тайком бегала на задворки оборвать пару ягод, причем, нередко покушалась на грядки соседей, привлеченнная красным бочком клубники, при этом рискуя быть увиденной соседями из окон. Однажды, тётя Таня послала меня набрать кружку клубники, но я вернулась ни чем, так как тайком съедала по паре ягод в день, я тётя Таня наоборот надеялась, что за пару дней под солнцем поспеет больше.
Потом, когда Кириллу был год с половиной, мы ездили в Минск, с дедушкой Володей и мамой. Почему Минск оказался в заметке –«Деревенский уклад», потому что дядя Сережа с тётей Наташей жили в деревне – районе собственных домов, который непонятно как сохранился в центре Минска. Жили они в старом маленьком одноэтажном доме, тогда как большой кирпичный двухэтажный был на стадии коробки без дверей и в то лето дедушка как раз помогал вставлять двери и рамы. Мне запомнился большой огород, и как мы ходили собирать черешню с бабушкой Светой, при этом она строго разрешала мне съесть пару ягод с дерева, так как боялась какой-либо аллергии. В саду была еще старая яблоня, сыпавшая недозрелыми зелеными плодами, которые мне не разрешалось есть, но я все равно подбирала и съедала парочку в день. Остальной огород меня не интересовал – был засажен овощами и зеленью, а если подниматься дальше по холму, там вообще было поле картошки, так что, наверное, я сходила туда один раз чисто из любопытсва убедиться, что дальше простираются соседские поля, да один раз с бабушкой Светой вечерком выгулять овчарку Яру. Зато помню, что соседний участок, принадлежавший кстати сказать тоже родственникам, привлекал меня кустом спелой малины, который как бы невзначай перевешивал плоды через рейки забора на нашу сторону. Я тайком срывала пару ягод, руководствуясь принципом, что соседских владений я не пересекаю.
Помню, что один раз в гости к нам пришла Вика, и мы ели вафельный торт. А так, главное, что я запомнила из той поездки – фразу мамы: «На кухне должна быть только одна хозяйка». Сказано это было после того, как она бросила предлагать свою помощь и готовить ужин по очереди с бабушкой и Наташей. В конце концов, она стала пользоваться кухней только, чтобы приготовить смеси и питание для Кирилла. А еще в Минске я первый раз увидела микроволновку и пользовалась ей.
После этого мы два года подряд ездили в Березник к бабушке Тамаре, сестре дедушки Володи. По приезду в деревню с автобуса нас встречали бабушка и Юля, моя троюродная сестра, и наши гости начинались с обеда. Помню, что первый раз объелась шанег, только из русской печи. Остановиться не могла, пока не стало трудно дышать, потом мама меня остановила – хватит, но после двух-часового послеобеденного сна, я была тут как тут, даже не голодная, но все еще съела парочку с молоком. У бабушки были козы, которых доили каждое утро и вечер, так что свежее парное бабушка черпала из ведра, стоявшего в холодке в сенях. 
Березник, деревня, Россия, двор, козы
во дворе! всегда гонялись за козочками
Там же на поверхности собирались сливки, которые я время от времени подцепляла пальцем, проходя в комнату. Наверное, это единственный раз, когда мама разрешала нам пить некипяченное молоко, прямо из под козы, так как все остальное время даже покупное молоко из магазина в пакетах сначала кипятилось (смотри, например, мою заметку "Правила дачи" про молоко "из бочки"). Здесь же, в деревне, мама, наверное, просто закрывала глаза на соображения гигиены и прогоняла мысли о том, что козы грязные. Да и как можно было кипятить парное, еще теплое молоко с жирность чуть ли не десять процентов, да и уследить за своими детьми, которые как и другие сидели за общим столом и выпивали кружку другую между играми. Требовать кипячения для своих было не очень удобно. Из оставшегося молока делали жирный деревенский творог, который собирался в марле огромными кусками. Мне нравилось смотреть, как бабушка или тетя Люда мешают тесто и к полднику ставят в печку простые шаньги или ватрушки, кладя на кружок теста ложку сладкого клюквенного или малинового варенья, которое было сварено несколько дней назад в огороде в большом тазу.
Вообще, огород состоял, в основном, из картошки, которую как раз надо было окучивать ко времени, когда мы приезжали в середине июля. На клубнику мы не успевали, так как в Березнике, который находится значительно южнее Северодвинска, а также не на море, а глубже на материке, и соответсвенно, имеет более теплый климат, клубника отходила в начале июля, тогда как в Северодвинске, первые ягоды поспевали только в конце июля. Это было мое первое реальное столкновение с выученными в теории на уроках биологии изменениях климата в зависимости от географических особенностей местности. Так вот, получалось, что в Березнике мне позволялось срывать с грядки уже никого не интересовавшие для массового варенного сбора ягоды клубники, тогда как в то же самое время мы пропускали самый пик урожая на даче. Помню, что папа пару раз покупал по мешку сахара – на заготовки, так как бабушка и слышать не хотела о деньгах за наше пребывание в деревне. У нас были ягоды малины, черники, но я не помню, чтоб меня брали в лес, я больше собирала черную смородину на участке за домом. Причем зараз надо было принести не меньше ведерка. В заросле отправляли нас с Юлей. Она затею эту быстро бросала, я же сидела до конца. Потом ягоды чистили, благо со смородиной было легко и быстро справляться, а тётя Люда варила их в тазу на улице, при этом отгоняя пчел, и мешая варево большой деревянной ложкой. Я была тут как тут попробовать пенку с первого кипячения, да и вообще интересно было, остальные дети, к варенью интереса не проявляли. После этого еще жидкое варенье разливали по пластиковым бутылкам, так как так было легче везти его в Северодвинск, а дома мама добавляла еще столько же сахара и переваривала основательно, чтобы разлить по стеклянным банкам и хранить зимой на антресолях.
Чистка грибов, урожай, Деревня, Березник, Россия
Чистим грибочки
Иногда мы ездили за грибами, но это было достаточно странное действо, так как мы садились в Волгу-такси дяди Саши в середине дня, ехали по трассе, останавливались посреди дороги и шли в лес собирать грибы, чего мы никогда не делали дома. В Северодвинске грибы у дороги считались грязными, да и нельзя было просто так зайти в лес в любом месте и наткнуться на грибное место. Народ прочесывал все ближайщие места по тысяче раз до нас. По той же причине мы никогда не покупали грибы на рынке у старушек, так как было понятно, что собирают они их не за городом в лесу, а чуть ли не на кладбище. Итак, за час набрав багажник грибов в лесу под Березником, мы возвращались в деревню и чистили их, весь вечер сидя на скамеечке перед домом. Естественно в эти дниобед и на ужин всегда была жареная картошка с грибами.
Главным моим удивлением кухни березника был суп. Как оказалось, в деревне не особо тратили время на резку овощей и целые луковицы и картошины попадали в суп, где и варились аж до трех часов. После этого бульон был безусловно наваристым, ведь мясо было от своего зарезанного прошлой осенью молодого бычка, а новый телок уже кормился в загоне за домом. Кроме того, у нас были яйца от своих несушек, которые бабушка собирала и бережно хранила в прохладе. Причем, собирать яйца ходила только она, иначе курицы могли не принять чужаков и перестать нестись. Про яйца отдельная история. В то время как в нашей семье строго придерживались наказанного бабушкой правила – в день можно есть только одно яйцо, причем никогда – сырое, в деревне практиковалась еда сырых желто-оранжевых внутри яиц, причем мама никогда не разрешала их для нас. В городе сырые яйца считались источником заразы, так как они – с птицефабрики, в деревне – так как только из под курицы. Тётя Люда же только отмахивалась на это, говоря что в Архангельске дети Леша и Юля, придя со школы на обед жарят себе яичницу из пяти яиц, и это вполне себе настоящий обед, который она никогда не успевает приготовить. Но про яичную культуру в нашей семье - отдельная история с шутками и прибаутками от папы - напишу совсем скоро!

На этом наши деревенские эксперименты не закончились, выросла я. Следующий раз мы ездили на дачу к тёте Свете под Приморском, но я была уже после девятого класса, и смотрела на мир немного по-другому. Кроме того, наша семья попробовала жить вдеревне самостоятельно, арендуя дом летом. Об этих экспериментах я расскажу уже завтра, чтобы не утомлять вас длинными заметками. А пока... Время достать с антресолей баночку деревенского варенья и сьесть ложечку другую за чашечкой горячего чайку! Я бы сейчас малинового навернула, а вы?