Translate into Russian/English

Wednesday 3 April 2013

Горы слонов, геометрия чайных плантаций, муж за морями, дикость животных и Будды старше двух тысяч лет - Шри-Ланка


Чайные плантации, Шри-Ланка, центр, горы
Чайные ковры Шри-Ланки

Шри-Ланка – остров Цейлона – для людей, родившихся и выросших в Совестком Союзе, вечно будет ассоциироваться с желтой упаковкой чая «Со слоном». А ведь и правда, Советский маркетинг ничего не преувеличивал. Слоны и чай на Шри-Ланке есть. А еще высоко в горах, между чайными плантациями стоит хижина, откуда сэр Липтон начал руководить своей быстро-растущей империей. Сегодня туристы ездят на так называемую площадку Липтона, откуда он созерцал высокогорья острова и бесконечные плантации чая...
И трудно поверить, что чай на Шри-Ланке начали выращивать только в конце 19 века, когда плантации кофе были убиты вирусом, и трудно поверить, что слоны на Шри-Ланке пережили 29 лет гражданской войны, окончившейся всего 3 года назад, и трудно поверить, что стычки не стерли улыбки с лиц людей, и рыбаки до сих пор каждый день выходят в море за новым уловом... И наверное, мало кто знает, что Шри-Ланка – это буддистская страна с религиозной историей более двух тысяч лет. И в целом, Шри-Ланка это свосем не Индия, пускай, это и остров в Индийском океане.


Как часть Азии Шри-Ланка такая же хаотичная, полная запахов, криков, детей, бедности и пальм страна. Здесь нужно передвигаться на тук-туках, выпущенных на производстве в Индии (!почему-то я всегда думала, что это самодельное средство передвижения), здесь любого бледнокожего будут воспринимать как богатого туриста из другого света. Здесь любят специи и ленятся срывать фрукты с пальм у дорог. Это Азия во всех ее проявлениях, однако это остров со своей неповторимой кульутрой и традициями, и многое здесь покажется совсем необычным...
Шри-Ланка, Негомбо, рыбаки
За уловом - порт, Негомбо, Шри-Ланка
Итак, Прибытие. По прилету оказывается, что аэропорт совсем не в столице, а рядом с небольшим городком Негомбо... Из аэропорта есть бесплатный автобус, но опять же до неизвестной деревушки, где нужно пересаживаться на местный транспорт. Такая запутанность – это, прежде всего, мера безопасности, фильтрация потока в аэропорт, помогает предотвратить возможные терракты. Поистине концентрация людей с автоматами, заряженными боевыми, в столице и ее окрестностях поражает, но ощущения безопасности не создает.
Первый вопрос, который задал мне служитель отеля, записывавший мое имя из паспорта, был – а где же твой муж? От удивления я не нашлась ничего ответить, кроме как далеко, работает в поте лица и вообще... Потом долго думала, что культурой заложено, что у девушки в 25 должен быть муж как ни крути, ну а если я скажу, что мужа нет, то быть мне потерянной среди гор и плантаций этой страны, так как охотников до блондинок здесь немало. Уже потом добрые люди посоветовали мне носить простое кольцо на пальце, вот только все равно неизвестно, на каком пальце и какой из рук положено здесь обозначать свое семейное положение...
Негомбо – как и любой приморский городок пахнет рыбой в любом уголке и «мокрый» рынок – центр города, куда стекаются все новости и люди. Главная достопримечательность здесь  - нагромождение судов в реке – из-за засухи некоторые оказались прямо друг на друге, но в сезон дождей снова будут погружены в воду.
На Шри-Ланке – просто рай для любого туриста, и можно нйти отдых на любой вкус – практически в любом месте побережье заполнено отелями, песок бел, а океанские волны качают серферов, можно наблюдать, как несут яйца черепахи, можно выйти в открытое море на прогулку с китами, можно плавать с дельфинами, а можно просто загорать и наслаждаться фруктами с пальм. Благодаря европейцам, открывшим остров несколько столетий назад, здесь можно потеряться на улочках с европейской застройкой или забраться на стены старого форта и обозревать бескрайне просторы Индийского океана.
Пик Адама, Шри-Ланка - тень на рассвете
Тень пика Адама на восходе солнца, Шри-Ланка
Высокогорья Шри-Ланки поражают своими красивыми видами, а формы некоторых гор поистине завораживают. Интересно, что несмотря на буддистскую культуру, Библейская скала и пик Адама, куда по преданию спустилась первая пара людей, находятся на Шри-Ланке. Конец мира – 800-метровый обрыв, большую часть суток и времени года заполненный белым туманом, тоже в горах острова. Покорять вершины на Шри-Ланке просто и интересно, так как тропы проложены паломниками тысячи лет назад, а на вершине всегда ждет буддистский храм с парой монахов-отшельников. По пути же, считая бесчисленные каменные ступеньки, проходишь сквозь национальные парки, наблюдая за жизнью животных – обезьянки с причудливыми мордочками, вараны, ящерицы и хамелеоны, это те немногие, кого свободно можно встретить и на человеческих тропах, углубившись же в джунгли, можно встретиться и с более грозными хищниками – тиграми, пантерами и ядовитыми змеями. Вообще же, животные на острове живут в тесной связи с человеком и почти приспособились к жизни в деревнях – городах. Попугаи здесь просто сидят на высоковольтных проводах, орлы парят над искусственными котлованами, обезьяны – непременные спутники любого храма – кормятся и воруют дары.
обезьяны, Полонарува, Шри-Ланка
Обитатели старинного королевского комплекса, Полонарува
Для тех, кто всегда хотел посмотреть, как на самом деле растут привычные и диковинные продукты, Шри-Ланка предлагает плантации чая, ананасов, манго и кокосов, кешью, риса, кукурузы. Все это можно попробовать прямо с куста, дерева или грядки, блюда готовятся с невообразимым количеством специй и порой представляют собой нереальные сочетания сладкого с острым и кислого с перченым. Здесь можно попробовать и совсем диковинные овощи – зимнюю дыню, хлебный фрукт, порой имена и не иеют английских названий, трудно произносимы и тут же вылетают из головы.
На острове сохранилась и древняя архитектура – после гражданской войны популярность вновь возвращается к «Культурному треугольнику» - маршруту между тремя древними городами – Канди, Анурадапура и Полоннарува. В Канди – городок на высоте пятисот метров над уровнем моря, окруженный горными долинами, приезжают в храм, где хранится священный зуб Будды. Правда увидеть его невозможно, так как ступу с реликвией выносят для молящихся два раза в день, и семь покровов скрывают священный кусочек. Португальцы утверждают, что по завоевании Острова несколько веков назад вывезли и уничтобили зуб, однако буддисты настаивают на том, что завоеватели украли копию, а настоящая реликвия все еще существет. В Канди есть также живописное озеро, вырытое одним из правителей. Посредине, на квадратном острове, был устроен личный  гарем повелителя, британцы же хранили на строве урожие и даже построили невысокие укрепления, так что остров сегодня больше похож на оборонительное сооружение с парой пальм. Зеркальная поверхность озера, разноцветные дома на крутых холмах, облака, лажащие на горах – все это чем то напоминает один из маленьких швейцарских городков где-то в Альпах.

Канди – перевалочный пункт, откуда стартуют маршруты по горам и чайным плантациям и по культурному треугольнику древних городов.
В 70 км от Канди – в небольшом городке с одной улицей - Дамбулла находятся древние храмы, где своды испещрены изображениями слонов, а число будд в различных позициях поистине не поддается подсчету. В храмы, находящиеся в скалах на высоте 150 метров люди поднимаются босыми по каменным ступенькам, иностранцы - не исключение – снимать обувь здесь обязательно не то что перед входом в помещение храма, а еще перед входом на территорию комплеса, так что по земляному двору, каменных плитам все идут босыми. Буддисты также обымают лицо, руки и ноги перед молитвой (схожесть этого требования с мусульманским обрядом перед молитвой наводит на мысль, что все религии, в конце концов, происходят из одного и того же источника). Всю дорогу вверх паломников сопровождают стаи обезьян, высматривающих, что бы украсть, а в храмах они, не стесняясь крадут подношения. Благо, по мнению буддистов подношения могут быть съедены людьми после того, как боги насладились ими.
Сигирийя, Шри-Ланка
Гигансткая скала Сигирийя с кородевским дворцом на вершине
В 27 км от Дамбуллы находится Сигирийя – двухсотметровая скала, выросшая из под земли посредине равнины, на вершине  – остатки двореца  – храма, древней вотчины королей. Вокруг скалы был разбит парк – прапрадед Версаля и Петергофа с четко спланированными аллеями и бассейнами – фонтанами по сторонам, местами для молитв в пещерах и углублениях скал, а лестницы были проложены в арках между гигинсткими обломками скалы. На вершину Сигирийи ведут каменные лестницы. Примерно на стометровой высоте в пещере сохранились изображения древних женшин – обнаженных по пояс, с корзинами даров и танцующих в набедренных повязках. Интересно, что древний художник ошибся, наградив одну из женцин тремя руками, другую двумя сосками на одной из грудей.  По выходе из пещеры бортик – стена, отделяющая тропинку вверх от обрыва, отполирована столетними ветрами и многочисленными паломниками, оставлявшими свои восторженные комментарии в течение тысячи лет. Люди слагали стихи на санскрите о красавицах, увиденных в пещере, восхищались их телами и грацией. Сегодня стена называется зеркальной – настолько она гладкая и блестящая, однако оставлять свои отзывы теперь запрещено – то, что было написано когда-то давно постепенно стирается погоднями условиями... На промежуточной площадке у подножия заключительного этапа ступенек из скалы вырезаны гигинтские лапы льва. Когда-то было и тело, сегодня разрушенное временем. На вершине ветер гуляет в руинах дворца.
Невозможно представить, сколько усилий было преложено друвними для постройки королевского дворца на вершине двухсотмеровой скалы, куда ведут почти крутые ступеньки, высеченные по кромке обрыва. Примечательные надписи на территории Сигирийи напомнят, что памятник спрятан глубоко в лоне природы, например, таблички у паркового рва глясят: «Пожалуйста, не мойтесь здесь, так как крокодилы обитают в воде», а в скалах на подъеме то тут, то там призыв соблюдать тишину, иначе можно подвергнуться атаке пчел. Это же напоминание встречает вас при покупке билетов, видно, особенно восторженные туристы подвергаются налетам регулярно.

Будда, Шри-Ланка, ноги
Длинноногий Будда, Шри-Ланка
В 60 км севернее Сигирийи находится Анурадапура – город с историей более двух тысяч лет, здесь можно найти первый построенный на Шри-Ланке храм, где по преданию хранилась кость плеча Будды. До сегодняшнего дня реликвия не сохранилась, но буддисты не огорчаются. Согласно учению Будды, по достижении Нирваны вся земная оболочка должна испариться, включая тело и, конечно же, кости. Здесь в храмах можно найти статуи разных Будд, которые согласно преданию приходят на Землю каждые шесть  тысяч лет. Всего их было четверо, последний посещал нас 2200 лет назад, а учение уходит в глубину истории на 30 тысяч лет. Увидеть нового Будду можно будет после энного количества реинкарнаций, когда на Земле будет почти 4000-ый год... До этого же надо жить и вести себя хорошо, чтоб не пришлось встречать Будду в роли камня. Интересно, что все Будды разных времен отличаются стилем одежды и не похожи друг на друга, но всегда держат согнутую в локте руку вертикально с ладонью, обращенной к другим, что означает, приди ко мне, не бойся моего учения и прими его.
В Анурадапуре находится священное дерево, которое привезено сестрой первого учителя буддизма из Индии от самого вознесшегося. Надо сказать, что разочарование ждет тех, кто ожидает увидеть необъятное дерево – старое и иссохшееся. Путем многомисленных прививок и пересаживаний всегда хранили веточку от первого дерева, так что сегодня то самое связенное дерево – ничем не отличается от других среднего размера растений в парке. По современному городу разбросаны остатки древнего – здесь практически во дворе чьего-то дома – развалины королевского дворца, в котором сначала прятали священный зуб Будды, сегодня находящийся в Канди. Здесь в поле, на берегу реки, скрытый травой находится древний каменный мост, сегодня наполовину разрушенный и ведущий в никуда. Если ехать по проселочной дороге в в сторону от города в сельскую местность можно увидеть старинные бассейны, где когда-то короли отдыхали, наслаждаясь фонтанами, тут и там разбросаны древние храмы, куда местные жители до сих пор ходят молиться. 
строящийся храм, Шри-Ланка
Идет постройка храма со слонами
А рядом на грани нищеты живут старые монахини, кормясь тем, что приносят и жертвуют соседи и туристы. Здесь тут и там можно встретить выкорчеванный двор, занятый археологическими раскопками, впрочем тоже законсервированными, так что только котлован и очертания древних зданий напоминают о бывшей здесь две тысячи лет назад культуре. В городе есть развалины древнего госпиталя, тут и там встречаются колодцы, все еще поставляющие воду для жителей. Котлованы, оставшиеся от древних цивилизаций все еще хранят воду и снабжают ею жителей округи, орлы строят гнезда в деревьях на берегу, обезьяны ищут пропитание на высыхающих частях, а собаки гоняют их. Люди принимают ванну тут же.  Площади образованы вокруг древних гробниц королей, павших в битвах. По легенде, в одной из гробниц похоронен индийский король, павший в битве по завоеванию Шри-Ланки. Отстоявший независимость местный король велел построить для противника огромную усыпальницу – сложенную из красного кирпича пирамиду, похожую на сооружения ацтеков и усыпальницы египетских фараонов, но круглую и без углов. Самое высокое и мощное сооружение – целиком сложенное из кирпичей – семидесятиметровая ступа с реликвиями внутри по мнению архологов изначально достигала 120 метров и признана третьим в мире по высоте и размаху древним кирпичным сооружением после мескиканских и египетских пирамид.
Ступа, Анурадапура, Шри-Ланка
Остатки монастыря с историей в 2000 лет и ступа, Анурадапура
Привезенный из индуистской Индии, буддизм Шри-Ланки сильно отличается от того, что можно увидеть в Китае и других странах Азии. Обычай омовения и неоходимость входить на территорию храма только босяком,  упор на аскетичные каменные строения, а не на красочность, отсутствие вездесущих статуй драконов, которых заменяют реальные слоны. Элементы Индуизма в декоре и даже вера в священнуб силу некоторых животных. Изображения людей в качестве охранников, высеченные в камне при по сторонам от входа в священные места вместо драконоподобных львов. Плюс неприменным атрибутом любого священного места должны быть ступа со священными реликвиями или драгоценными вещами, статуя Будды и священное дерево. Интересно, что реликвиями, заключенными в ступу, нередко оказывались драгоценности, подаренные правителями храмам и монастырям. Монастыри на Шри-Ланке сущестуют и сейчас, монахами являются около 20 тысяч мужчин и 15 тысяч женщин. Они по большей части бедны, но уважаемы, в автобусах им всегда уступят место в передней части. В древние же времена монастыри собирали под одной крышей до 2 тысяч монахов. В Анурадапуре – среди обломков скал находятся остатки первого женского монастыря на Шри-Ланке. Он действовал до 14 века, в пещерах и углублениях скал можно увидеть веками отполированные углубления - ложа монахинь, спавших прямо на скале, тут же углублениями отмечены любимые места для медитации. На некоторых сводах можно видеть росписи, что является отклонением от традиций, так как монахини должны были только медитировать, стараясь приблизиться к нирване, но не заниматься мирскими делами, даже рисованием. Но фрески относятся к 10-11 векам, когда буддизм получил разные ответвления и течения. Скалы все еще хранят начертанные две тысячи лет назад слова санскрита и вырезанные человеком желоба, по кромке сводов пещеры у входа, чтобы дождь стекал отвесно, а не по потолку внутрь.
Полумесяц, вход в храм, буддизм, Шри-Ланка, животные, орнамент
Полумесяц с орнаментом, вход в храм, буддизм Шри-Ланка
Интересно значение некоторых деталей, которые не играют существенно роли в храме с первого взгляда, но несут глубокие смысл и имеют огромное редигиозное значение. Так, ступа – символ пути Будды, имеет несколько уровней. Первый – основание – вмещает в себя весь мир, второй – его законы, третий – положения, сформилиованные Буддой, четвертый – несет в себе знание, помогающее достичь Нирваны. Завершает ступу – сверкающий на солнце прозрачный голубой камень, символизирующий Нирвану. Или напрмер, перед ступенями, ведущими в храм, вы всегда сначала ступите на каменный полукруг-полу-луну с поясами оранмента. В центре – лотос, обозначающий силу и чистоту духа, следующий пояс – гуси (или лебеди не родные для Шри-Ланки животные), символизирующий высокое качество, идеальное поведение. Далее следует пояс орнаментов – чаще всего цветов – это мировые желания. И в завершение – пояс животных, следующих друг за другом в строгом порядке: слон, лошадь, лев, вол, обозначающие соотвествующие стадии человеческой жизни – молодость, силу, мудрость, старость. Причем, в повторяющейся цепи эивотных – все стартует и заканчивается слоном, символихирующим перерождение – то, во что верят буддисты – непрерывный поток жизней. Но это интересные религиозные детали, влияющие на архитектуру и искусство, коих не счесть не только на Шри-Ланке и в буддизме, но и в любой другой стране и культуре. Мы же возвращаемся в буддистский культурный треугольник с историей более двух тысяч лет.
Несмотря на ЮНЕСКО-статус сегодня, Анурадапура все еще привлекает больше паломников-буддистов со всей Шри-Ланки, нежели туристов. Буддистские храмы хранят секреты многих столетий и часто становятся естественной частью природного ландшафта. Например, маленький храм между двумя гиганскими камнями, а внутри на сводах гнездятся летучие мыши – их гнезда конусами свисают с потолка, отражая формы ступ, слепленных людьми и установленных на земле. Мыши висят гроздьями между скалами и непрестанно пищат, создавая монотонное гудение, а люди вторят им, повторяя молитвы за монахами. На вершине тех же скал установлены маленькие ступы и в камне впечатаны гиганские следы Будды – тоже священные для буддистов. На скалах можно разобрать выдолбленные много веков назад изображения слонов и черепах.  
змея, лес Синхарайя, Шри-Ланка
Они незаметны, но всегда рядом - дикая Шри-Ланка
Старое водохранилище, вырытое много столетий назад для сбора воды в период дождей и снабжения города водой в период засухи, до сих пор выполняет свои функции. В давние времена отсюда также поступала вода в королевские сады и бассейны, здесь также был устроен древний театр с игрушечными фигурками, передвигающимися по воде. Дренажная система, устроенная из каменных труб и желобов, до сих пор может распределить воду по различным каналам, устроить каскады и фонтанчики. В старом парке есть загадка – на одном из валунов высечен круг с тайными знаками и схематичными изображениями морских животных – рыб, головастиков, каракатиц, схожий с теми, что можно увидеть в Египте и Южной Америке и согласно легендам при которых люди общались с иными цивилизациями. Напротив стены с тайным изображением выдолблены места для сидения. Спрятаное в тени деревьев священное место погружает путешественников в глубину веков, и кажется, что сегодняшний мир ничем не отличается от того, что был 2 тысячи лет назад, природа все та же, и вот-вот из-за угла появится процессия предвещающая появления короля и принцесс.
Синхарайя лес, животные, Шри-Ланка, ящерица
Маскируюшиеся достопримечательности - лес Шри-Ланки
Недалеко от Анурадапуры находится деревня Михинтале – еще одно место, признанное достоянием ЮНЕСКО. Здесь на нескольких холмах находятся остатки монастырей, гробницы монахов-гуру, которые встречают рассвет и провожают закаты с вершин холмов каждый день в течение тысячелетий. В одной их гробниц похоронен воин-монах, принесший буддистское учение на Шри-Ланку из Индии. Развалины столовой показывают, насколько аскетична была жизнь монахов в прошлом. Огромные каменные ванны пять метров в длину для риса на две тысячи человек наполнялись для каждой трапезы. Рядом желоб для карри и воды. Однако, даже при таком аскетизме, монахам было позволено взять только три ложки риса и ложку карри при каждом приеме еды, все что оставалось после трапезы раздавалось бедным. Недалеко от холмов находится Черное озеро, зеркальная поверхность которого отражает закат и окружающий ландшафт, рядом, скрытые в гиганстких волунах, все еще живут монахи, построившие свои каморки, только отгородиши вход в пещеру дверьми. Монахи все еще стирают и моются в озере. Аскетичность их жизни напоминает о том, что человек – часть природы, и все, что мы имеем – наживное.
Рыба, Шри-Ланка
Улов рыбака - еще трепещущая рыбка - Матара, Шри-Ланка
С терпимостью относились древние и к представителям других религий и культур. Так здесь можно найти специально вырытый для индийского скитальца-попрошайки колодец, откуда он мог рать чистую воду.
Весь район насыщен не только остатками древних архитектурных сооружений, но и богатым животным миром. Не нужно специально ехать в национальный парк, чтоб увидеть, как группа слонов приходит на водопой после заката, так как местные жители знают все места водопоев и приезжают сюда на мотоциклах и попутках для того, чтобы увидеть священных животных.
Однако сафари в национальные парки до сих пор пльзуется популярностью среди туристов, желаюзих гарантированно увидеть диковинных для других частей света животных. Расположенные вокруг многочисленных древних водохранилищ, парки изначально являются местом концентрации диких животных, которые кормятся и поятся от постепенно исчезающих в сухой сезон резервуаров.
Путешествуя по Шри-Ланке чувствуешь, что организм обновляется получая свежайшую, ежедневно приготовленную еду. Молоко только вчера от коров продается нарозлив в придорожных палатках. Свежее, с медов, зоколадом, подслащенное, козье – все выпивается прямо тут же, литрами. Свежие манго с пальм, тушеные овощи, все только с грядки. Бананы трех-тяпи видов можно найти в одном отделе. 
Шри-Ланка, выпечка, самоса, раскатка теста
Раскатка пресного теста - основа для самосы и праты (пирожков и выпечки)
Специи, жареное в масле, глютиновые продукты, все это объединяет кухню острова с индийской и азиатской вообще. Самоса – пирожок с яйцом в панировке, обжареный во фритюре – самый популярный уличный снек. Варианты ролов - с овощами, рыбой, курицей, при этом никто не предупредит вас о том, что все это непривычно острое, так как для местных жителей это что-то само собой разумеющееся. Додол из Идонезии – глютиновые сладости, похожие на желе с различными вкусами от хоколадного до дуриана, Сладкие сухие готовые брикеты вермишели быстрого приготовления продаются в кондитерской. Сладости с тертым орехом, медом и патокой, похожие на палхлаву из Турции. Кокосовое молоко, сладкий рис в манговом соусе.
автобус, Шри-Ланка
При торможении статуи освещались цветными огоньками
Остров Шри-Ланка – небольшой, да и маршрут между древними городами треугольника и столицей Коломбо – всего 347 км. Но с удивлением обнаруживаешь, что на его преодоление путеводители выделяют 2-3 недели. При этом, расстояние между городами поистине маленькое – 27 км, 68, 50. При этом везде пишут, что дороги находятся в хорошем состоянии, но на преодоление 120 км между Канди и Анурадапурой отводят 4 часа на частном автобусе. Поистине не верится, но когда сидигь в некондиционированном автобусе, который стоит в очереди на одностороннее преодоление ремонтного участка дороги в солнцепек при температуре +40, когда в открытые окна вместо ветерка проникает пыль с неасфальтированной дороги, а пассажиров в автобусе раза в 3 больше, чем посадочных мест, понимаешь, что путь в 120 км может занять не 4 часа, а все 6, а на деле и 8, так как время от времени автобус поднимается в гору или подбирает и высоживает пассажиров. По сути дела, на Шри-Ланке нет четкого разделения между городами, они просто перетекают друг в друга и маленькие деревни, расположенные вдоль дорог. Нет здесь и автотрасс, а центральные дороги назваются по направлениям, куда ведут. Например, улица Анурадапуры появляется и исчезает в разных селениях на всем пути в этот город. Итак, в мире нет ничего невозможного – 120 км могут быть преодолены за 8 часов, а 67 км между Анурадапурой и Полонарувой занимают 3 часа – пусть не в гору, но строительство дорог здесь идет полным ходом. 
автобус, Шри-Ланка
Веселый автобус - Шри-Ланка
Городской обещственный транспорт не менее сумасшедший. Во-первых, все надписи больше напоминают художественную роспись – витиеватые закорючки не похожи ни на одну букву латинского алфавита. Даже непонятно, какая часть туалета предназначена для женщин или мужчин, так что приходится ждать, пока кто-нибудь войдет или выйдет. Во-вторых, вместимость автобусов поистине не поддается подсчету. Для уплотнения люди складывают рюкзаки и сумки на панельную доску перед водителем, размещаются по двое и трое на подножках, двери вообще никогда не закрываются. 
Люди уплотняют друг друга, а кондуктор им активно помогает. Обычно, это проворный тощий подросток, способный на ходу запрягивать в автобус, помогать хозяйкам поднимать на борт сумки, выкрикивать до хрипоты направление движения, протискиваться через весь автобус, чтобы собрать плату (с иностранцев конечно же, тройную). На моих глазах флегматичная девушка немка из правильной и вежливой Европы была доведена до истерического визга толпой из 20 щуплых пассажиров, протиснувшихся мимо нее вглубь уже переполненного автобуса. И после того, как ее истерический визг оборвался, натолкнувшись на стену языкового непонимания, мимо немки протиснулось еще человек 15. Щуплые цейлонцы обычно щепетильные в вопросах разделения пола в общественном транспорте стирают абсолютно все барьеры, так что прижиматься и мяться будут абсолютно все. Быть зажатой по 4 часа между раздобревшим мужчиной средних лет и спящей на твоем плече пожилой женщиной здесь в порядке вещей. А когда автобус набирает хоть какую-то скорость, то в лицо обязательно прилетят волосы сидящей впереди девушки, ребенок на руках соседки будет всю дорогу складывать на вас свои обутые в ботиночки ножки, а потом крошить на вас печенье, при этом в другой стороны ваши колени будет закрывать шлейф от наряда одной из дам в традиционном наряде. Здесь в порядке вещей сидеть по 3 человека на местах для двоих и умещать четверых на одном сиденье. При этом стоимость самого длинного маршрута вряд ли превысит доллар, что само по себе недеше для местных жителей, но невообразимо дешево для иностранцев даже с учетом удвоения цен для – практики, которая используется во всех странах Азии по отношению к западным туристам.
Одежда, Шри-Ланка
Местные у входа в магазин, собрались посмотреть на туристку, Шри-Ланка
Поскольку страна все еще оживает после времен гражданской войны – здесь не так много туристов, но им все рады. В вопросах ориентации и люди стараются помочь, даже не зная английского языка. Можно просто обратиться к любому человеку на остановке, называя направление движения и получить утвердительный или отрицательный ответ по поводу правильности направления. Также, махнув рукой можно остановить проходящий автобус и выкрикнув  название города получить ответ от подростка-кондуктора. Даже водители тук-туков здесь не стремятся обмануть туристов ложью о том, что автобус больше не ходит или уже поздно. Они просто предлагают свои услуги, а на отказ показывают, где находится остановка и просто провожают до туда по пути практикуясь в английском. Местные с одобрением относятся к иностранцам, путешествющим общественным транспортом, показывают, где на остановках можно набрать питьевой воды, стараются уступить место, а когда я чуть не забыла выскользнуший из кармана фотоаппарат на сиденье, мальчик через весь автобус передал мне его.
На автобусных станциях диспетчеры знают обо всех популярных у иностранцев маршрутах и пулей выдают заготовленные ответы на английском. В Дамбулле на автостанции даже устроен специальный пост туристической полиции. Служители порядка здесь в почете, им можно доверять, так как авторитет военных сохранился со времен гражданских волнений. Так что, когда я обратилась с вопросом, какой же из автобусов идет в нужном направлении, полицейский пошел спрагивать водителей, потом провел меня на нужный перон и даже постарался объеснить, во сколько будет автобус. Только вот время отправления здесь штука достаточно условная. 
Шри-Ланка, автобусная остановка, местные, наряды
Остановка автобуса, все в сари
Временем отправления называют время подачи автобуса на перрон. Потом пассажиры начинают укладывать багаж, водитель собирает оплату, уходит обедать или пить чай, потом минут за 20 до отправления заводится двигатель, в это время уличные торговцы активно продают уже проголодавшимся и потеющим пассажирам воду, закуски, лед, полотенца, фрукты, в общем, все, что может помочь пережить трудное время ожидания. 
В общем, минут через 40 после подачи автобуса водитель садится за руль и минут 5 ждет опаздывающих, выщедших покурить, за покпуками или в туалет, а также пока продацы завершат свои сделки и получат деньги, и уже потом автобус трогается. Но вот и сюрприз, обычно после отправления автобус останавливается за углом на одной из центральных улиц, где ждет толпа транзитных пассажиров только что вылезшая из других автобусов, на этой большой остановке автобус обычно стоит минут 5-10, опять же поджидая опоздавших и давая возможность другим уличным продавцам повысить продажи, а пассажирам, которые до сих пор ничего не купили – пополнить запасы перед поездкой. Делее автобус следует с остановками по требованию, так что средняя скорость по городу – примерно 20 км в час. А поскольку города и деревни просто перетекают друг в друга, то совсем не удивительно, что поездки даже на маленькие расстояния занимают почти весь день, а в пути местные ведут обычную домашнюю жизнь – завтракают, делают покупки для дома, спят. Транспорт – это не средство передвижения из одного пункта в другой, а сама жизнь.
Пиневалла, слоны, купание, Шри-Ланка
С головой - Пиневала, слоновник, Шри-Ланка
Полонарува – древний город постройки 14-15 века по сравнению с соседями не такой уж и древний. Здесь есть целый комплекс монастырей, дворцов, библиотек, храмов, часть которых имеет индуистские архитектурные черты, а дворец короля здесь был аж шестиэтажным. Есть здесь и остатки зала для суда, и место, шде хранились манускрипты. Посредине водохранилища сохранился остров с развалинами храма, так что в сухой сезон люди совершают сюда паломничество, чтобы насладиться закатом, пересекая поле наполовину заросшее травой, но сохранившее милионы раковин моллюсков, которые умерли от пересыхания водоема. Создается впечатление, что идешь по берегу моря во время  отлива, в той лишь разницей, что тебя окружают пасущиеся коровы, которые останутся ночевать здесь на весь сезон. В Полонуруве находится самый длинный пилар на санскрите. Здесь же – знаменитые будды – без головы, в позе лотоса и один спящий перед вознесением в нирвану. Причем, последний примечателен тем, что подушка под головой заметна примята, что обозначает все еще приземленный статус божества.
Последняя остановка – уже на моем пути назад в Коломбо из Канди – слоновник Пиннавала близ Кегалы, на пути из Канди в Негомбо. Здесб около 60 животных свободно живут в парке. Каждый день с утра, как на работу, выходя на плозадку, чтобы свотографироваться с туристами, которые так и норовят погладить длинно-редко-волосых серых гигантов. Можно их и покормить бананами, и посмотреть, как малышам дают молоко и смеси. А потом, весь слоновник, следует прямо по улицам деревушки, мимо лавок с сувенирами в реку для мытья и водных забав. Большинство слонов наслаждается ванной, однако, некоторые особи пытаются выяснить отношения и устраивают бои за место под солнцем, опрокидывая друг друга прямо в воду.
Собор, Галле, Шри-Ланка
Один из соборов на улочках форта Галле,
 ну чем не Европа
Остальные фотографии можно посмотреть в альбомах:
Культурный треугольник - наследие Будды - архитектура 2000 лет - Polonnaruwa - Полонарува, Dambulla - Дамбулла, Sigiriya - Сигирийя, Anuradapura - Анурадапура, Mihintale - Михинтале
Пик Адама - Adam Peak - ночной подъем на 2400 метров, 5000 ступенек, рассвет с буддистским монахом и местными паломниками - весь остров как на ладони
Центральные высокогорья поездом - Хаттон, Нувара Элийя, Охийя, Хапутале, Бандаравелла, Элла
Центральные горы автобусом - Нувара Элийя, Хаттон, Канди

Хапутале и вокруг - Дом в ОхийяНациональный парк Хортон Плэйнс на высоте 2200 м, мини-конец Света, Конец Света, наблюдать рассвет и закат на одной и той же улице в Хапутале, Дийялума водопад 171 м
Автобусом с гор Бандаравелла через Элла, Веллавайя и Тисса, Церемония в храме Катарашама, обезьяны крадут еду, Национальный парк Йала
Юг Шри-Ланки - Матара, Мирисса - Киты в Индиском океане, черепаха откладывает яйца на пляже на рассвете, наблюдать рассвет и закат из одной и той же точки
Галле - Датский форт - остров Европы на Шри-Ланке
Сихарайя Дикий Лес - Прогулка по лесу с гидом - змеи, ящерицы, обезьяны, пауки - наследие UNESCO
Люди и города, поезд из Галле в Коломбо - нищета пригородов, красота океанского побережья, волны для виндсерферов

Albums list: 

- Climbing Adam Peak 2400 m - night climb by 5000 steps, sunrise with the view to whole island, mountains, valleys, ocean
- Hill country by bus Kandy - Nuwara Eliya, Nuwara Eliya - Hatton
- Hill Country by train from Hatton to Ohiya, Haputale to Bandarawella
Haputale and around - Ohiya homestay, Horton Plains national park on the height 2200 m, mini World End, World End, seeing sunrise and sunset from the same street in Haputale, Diyaluma waterfalls 171 m
- Bus trip from highlands Bandarawella through Ella and Wellawaya to Tissa, Kataragama Temple ceremony, monkeys stealing food and Yala national park
- South of Sri-Lanka - Matara, Mirissa - Wales watching in Indian Ocean, turtles nesting at the beach, seeing sunrise and sunset from the same spot
Galle - Dutch fort - island of Europe in Sri-Lanka
- Siharaja Forest Reserve - walk in the forest with guide - snakes, lizard, monkeys, spiders - UNESCO protected heritage
- Cities and people, train from Galle to Colombo - poverty of suburbs, beauty of ocean side, windsurf waves

Шри-Ланка, Липтон, облака, чай
Ту же самую картину наблюдал сэр Липтон век назад, обозревая с вершину холма свои чайные плантации
черепаха откладывет яйца на рассвете - пляж Матара, юг Шри-Ланка
Черепаха откладывает яйца на рассвете - пляж перед отелем, Матара, юг Шри-Ланки

Шри-Ланка, чайные плантации, горы
Космическая геометрия чайных плантаций, каждый клочок земли и под любым углом